Понедельник, 07.07.2025, 04:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов 
Чеглаковой Ирины Афанасьевны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением.

    

Министерство образования и науки России

МКОУ гимназия г. Слободского Кировской области

 

Развитие речи младших школьников

через систему работы над

обучающим сочинением

Выполнила:

Чеглакова Ирина Афанасьевна

учитель начальных классов

 

I. Актуальность темы педагогического опыта. Теоретическое обоснование темы.

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности.     Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, эмоций. Умения учеников классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями и проявляются в речевой деятельности.

Актуальность выбранной мной темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения.       Коммуникативная направленность образовательной программы по русскому языку для начальных классов предполагает развитие речи младших школьников как главная задача курса. Одним из видов контроля учителем своей работы по развитию письменной речи младших школьников являются уроки, на которых дети выражают свои мысли в письменной форме. Но на практике ученики не всегда успешно справляются с такой работой.

Возникают противоречия:

1) между низким уровнем развития речи учащихся, создающим проблемы в обучении, и необходимостью успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами;

2) низкая эффективность организации образовательного процесса по развитию письменной речи учащихся с одной стороны, и, с другой стороны, развитие речи - это цель практически каждого урока русского языка.

Эти противоречия указывают на следующие проблемы:

1) у младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей;

2) ученики не умеют правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли;

3) низкая эффективность организации работы по развитию речи младших школьников.

Для решения данных проблем я поставила перед собой цель: разработать  систему работы по развитию речи учащихся через написание обучающих сочинений и применить ее на практике.

Новизна моего опыта заключается в следующем:

1) систематизация упражнений по развитию письменной речи учащихся;

2) примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам.

Моя система работы над обучающим сочинением основана на идее коммуникативно-деятельностного подхода. Я работаю по дидактической системе академика Л.В. Занкова [1],которая главной задачей ставит развитие ума, воли, чувств  школьников.

Компоненты моей системы работы над обучающим сочинением:

1. Знания учащихся.

2. Коммуникативные умения учащихся (Ладыженская Т.А.[2]).

3. Методы обучения (имитационные, коммуникативные, метод конструирования (Мали Л.Д.[3])); репродуктивные, частично-поисковые (Лернер И.Я., Скаткин М.Н. [3]) и средства обучения.

II. Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением.

Сочинение показывает понимание учеником определенной темы и умение изложить свои мысли последовательно, убедительно и грамотно. 

Сочинение должно отвечать следующим основным требованиям: оно должно быть написано по плану; тема сочинения должна быть раскрыта полностью; каждая мысль должна быть обоснована и подкреплена примерами;

Типы сочинений: сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Жанры сочинений: рассказ, сказка, пейзажная зарисовка, описание картины, статья в газету, письмо, аннотация к книге, поздравление, записка, объявление.

По источникам получения материала сочинения могут быть на основе: наблюдений за событиями, явлениями, объектами; экскурсий; прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей; личных впечатлений от участия в каких-либо событиях.

Учитель должен выбрать такую тему сочинения, чтобы у ученика возникло желание поделиться своими мыслями, чувствами, наблюдениями в письменном высказывании, то есть в сочинении.

Все темы сочинений можно разделить на две группы: репродуктивные и творческие.

Репродуктивные темы предполагают раскрытие отдельного факта, явления, связанного с опытом детей.

Творческие темы предполагают более высокий уровень обобщения материала, широкий перенос знаний и умений. В творческих темах предоставляется больше свободы в отборе содержания сочинения.

Чтобы учащиеся приобрели необходимые умения для написания сочинений, мною составлены подготовительные упражнения, которые я представила в двух направлениях: упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием; упражнения, направленные на работу над предложением и текстом.

Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием:

1) выбор наиболее точного слова или словосочетания из числа данных;

2) анализ образцовых текстов, составление образных выражений по аналогии с помощью опорных слов, предметов, картинок;

3) упражнения, направленные на разъяснение лексического значения слова, словосочетания (употребление слова в прямом и переносном значении);

4) упражнения, рассчитанные на понимание детьми многозначности слова;

5) упражнения, направленные на уточнение оттенков синонимов и антонимов, на употребление их в речи, в коротких рассказах-миниатюрах;

6) работа с омонимами;

7) работа с эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями;

8) наблюдение над устойчивыми словосочетаниями и их употреблением в речи.

Упражнения, направленные на работу над предложением и текстом:

1) ответы на простые вопросы;

2) упражнения по озаглавливанию текста, определение темы текста;

3) составление предложений, объединенных одной темой по сюжетным картинкам, по опорным словам;

4) исправление деформированного плана текста;

5) работа с пословицами;

6) стилистический анализ (выбор текста заданного стиля; сравнение нескольких предложенных текстов по их стилистической принадлежности);

7) выбор подходящего вступления или заключения сочинения;

8)стилистическое редактирование текста (обнаружение, объяснение и исправление стилистических ошибок в тексте);

9) восстановление деформированных текстов (по началу, основной части, заключению);

10) лингвистический эксперимент.

При обучении написанию сочинений я основываюсь на следующих методах организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивный метод и частично-поисковый (эвристический) метод (классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин [3])). Преимущество отдаю частично-поисковому методу.

III. Примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам.

1 класс. Организуется подготовительная работа.

Жанры сочинений, которые учитель может использовать в 1 классе: записка, составление поздравления с праздником (учащиеся подписывают  открытки, сделанные своими руками на уроках трудового обучения),  объявление,  сочинение загадки.

 

 

четверть

 

2 класc

3 класс

4 класс

 

I.

 

 

 

1. Сочинение считалки, загадки.

 

 

 

 

1. Золотая осень (Листопад, закружилась листва золотая)

2. Сказка про книжку.

1. Что такое доброта (Доброта спасет мир).

2. Сочинение по картине В.Перова «Тройка».

 

II.

 

 

 

 

2. Сказка по опорным словам.

3. Белый снег пушистый (дописать текст по началу).

3. Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег».

4. Цветение зимы.

3. Зачем людям сказки.

4. Почему растут деревья?

 

III.

 

 

 

 

4. Моя мама (папа, дедушка, бабушка)

5. Мое любимое домашнее    животное.

5. Моя мечта.

6. Сказка про облако и солнце.

7. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».                 

5. Аннотация к любимой книге.

6. Сочинение по картине И.Левитана «Март».

IV.

6. Что я знаю о белке (зайце, лисе). 7. Наряд весны.

8. Если бы я был волшебником

8. Рассказ о весне от имени обитателя леса.

9. Гроза в мае

7. Письмо к другу (подруге).

8. Репортаж в газету о каком-либо событии в классе, в школе.

IV. Анализ результативности описанного педагогического опыта.

Для проведения анализа результативности разработанной мной системы работы над обучающим сочинением были взяты два класса МКОУ гимназии г. Слободского. Оба эти класса обучала я в разные годы (один класс обучался по системе 1-3 (2000-2003г.), другой по системе 1-4 (2003-2007г.)). При организации работы над обучающим сочинением в классе 1-3 у меня не было собственной системы работы. Я опиралась на общие методические установки и работала над развитием письменной речи учащихся.

С классом, обучающимся по системе 1-4, я начала работать над системным подходом к обучению написанию сочинений, пытаясь повысить эффективность образовательного процесса.

Для анализа результативности проделанной работы я взяла первые сочинения в обоих классах. Почти половина учащихся на начальных этапах обучения составляет связный текст с обилием орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Это можно объяснить не только низким уровнем развития речи, но и ограниченным количеством знаний и умений учащихся для грамотного выражения собственных мыслей.

В классе 1-4 все годы обучения шел процесс по созданию системы работы над обучающим сочинением. Для сравнения были взяты результаты написания творческих работ в исследуемых выпускных классах начальной школы. Анализ результативности работ  показал, что результаты работы в классе 1-4 выше. Таким образом, анализ результативности описанного педагогического опыта показывает положительные сдвиги в обученности учащихся составлять связный текст по заданной теме.

V. Заключение. Значение данной системы работы заключается не только в том, что учащиеся обучаются писать сочинения, но и в том, что идет развитие речи и развитие личности ребенка.

Основной результат этой системы работы – формирование у учащихся коммуникативных умений, позволяющих строить письменное высказывание на заданную тему, в определенном стиле и жанре, правильно, содержательно, выразительно.


VI. Список литературы.

1.  Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.

2. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь. – М.: Педагогика, 1990.

3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Изд-во Владос-пресс, 2004.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: irina (25.07.2014)
Просмотров: 1022 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025